Опрос дня:

Что больше всего угрожает здоровью в Вашем городе, посёлке?


На это вопрос уже ответили 434 посетителей.
Вы можете посмотреть результаты.
результаты
Карта сайта

r52.ru

» 0+ О библиотеке » Страничка директора » «На библиотекаря идут как на хорошего актера»

«На библиотекаря идут как на хорошего актера»

13.9Kb
Наталья Бочкарева: «На библиотекаря идут как на хорошего актера»

6.2KbЗаслуженный работник культуры РФ, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки Наталья Бочкарева любит повторять фразу из замечательной и очень глубокой песни Никитиных «Времена не выбирают» и продолжать ее с оптимизмом и верой в то, что заинтересованный человек способен на многое.

Наталья Ивановна, областная детская библиотека — одна из старейших и крупнейших библиотек России. В 2014 году вы отметила ее 95‑летие. Какой библиотека стала за столь долгий срок? Кто сегодня решает посвятить себя книгам?

Да, за практически вековую историю наша библиотека видела многое и многое пережила. Но под какими бы вывесками она ни действовала, в каком бы статусе ни находилась, по какому адресу ни располагалась, она всегда шла в ногу со временем. И это не пустые слова. Она всегда была актуальна, современна, живо откликалась на любые библиотечные события России, была участником и инициатором многих акций и праздников.

Сегодня у нас работают 70 сотрудников, среди которых достаточно много молодых. Так, 12 человек в возрасте до 35 лет, а это 17% всего коллектива. Я считаю, что это очень хороший показатель, даже уникальный по сегодняшним временам. 52 человека у нас в возрасте от 35 до 45 лет — это 74% коллектива. У 23 человек стаж работы в нашей библиотеке составляет менее 10 лет, а это 29% коллектива. У 54 — стаж свыше 10 лет. Это 71%. И у шести человек стаж более 30 лет. Однако это не предел: у нас работает сотрудник, который 41 год отдал этой библиотеке. Поэтому я с гордостью говорю о том, что люди — это наше достояние.

Отмечу, что в последние годы у нас вообще нет проблемы кадров. Нам звонят, узнают о вакансиях, и я с удовольствием брала бы всех желающих, но мест нет. Это может удивлять, но это так. Несколько человек пришли к нам работать после того, как бывали на наших мероприятиях, увидели наш потенциал.

Сохраняется ли сегодня традиционный формат библиотеки с тишиной и шелестом страниц?

Я думаю, что мы очень близки к тому, чтобы называться современной библиотекой. Хотя мы находимся не в специализированном здании, здесь есть свои сложности, но структура библиотеки последние годы меняется, каждый год появляется что-то новое, что-то ненужное или совсем убирается, или реорганизуется. Мы работаем как открытая площадка. Для меня и для наших сотрудников библиотека — это не только место сохранения книг как культурных ценностей. Я глубоко убеждена в том, что это место встреч разных людей, разных возрастов, разных интересов, разного социального положения, здоровья. Сейчас это очень своевременно, это востребовано.

Мы стараемся быть на одной волне с нижегородцами, с посетителями нашей библиотеки. Причем с посетителями самых разных возрастов. Хотя мы и детская библиотека, не детско-юношеская, а именно детская, мы сейчас обслуживаем и приглашаем на все мероприятия и взрослых, и большое число молодежи. Хотя, безусловно, основная масса читателей — это дети и подростки. Исключить взрослых невозможно — мы работаем в семейном формате, и это шаг навстречу нашим читателям.

Для знакомства с книгой нет возрастных ограничений

6.1KbЕсли гора не идет…

Человек всегда шел в библиотеку, брал книгу и становился читателем. А может ли библиотека прийти к читателю?

Не только может, но и должна! Уже давно мы стали выходить за границы пространства библиотеки, выходить в город, на свежий воздух. Уже традиционными стали наши костюмированные шествия по Покровке в мартовскую «Неделю детской книги». Четвертый раз мы будем проводить в начале июня, во Всероссийской день поэзии, Пушкинский праздник. В 2014 году все лето у нас проводилась акция «Читающий сквер». Раз в неделю по средам Звездинский сквер менял свое название на Читающий. Мы организовывали несколько площадок, проводили мастер-классы, выставки. Наши читатели, местные жители и просто прохожие успели привыкнуть к этому.

В 2011 году около библиотеки мы заложили «Литературную аллею» — это была идея наших читателей. Однажды они задались вопросом: какие деревья, цветы, в целом растения чаще всего упоминаются в книгах? И мы запустили на три летних месяца большой опрос среди наших читателей, в результате десять деревьев — березка, калина, дуб, осина, ель и так далее — мы посадили и около каждого установили табличку в форме книги.

Как будет развиваться этот формат в новом году?

На 2015 год запланировано много проектов. Так, мы хотим реализовать идею создания «Литературного скульптурного парка». Итогом большого читательского конкурса должна стать, я очень надеюсь, установка памятника. У нас в городе, и в частности на Покровке, каких только нет скульптур, привлекающих внимание нижегородцев и гостей города, а вот книге или литературному герою памятника нет. Будет замечательно, если по проекту какого-то нашего читателя у нас получится установить такой памятник.

В помощь школе

6.8KbСохраняется ли образовательная функция библиотек сегодня? Приходят ли сюда школьники за знаниями?

Библиотеки, к какому бы ведомству ни относились, решают общую задачу: растят грамотного, культурного человека. И в школе, и в библиотеке нас объединяет живой человек — ребенок. Только там он называется ученик, а у нас он — читатель. Но это один и тот же ребенок, поэтому все, что мы делаем — и школа, и библиотека, — в принципе направлено на одно.

Последние годы в школах внедряются новые образовательные стандарты, и эти стандарты должны обеспечить, если процитировать, «развитие личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных эстетических чувств, укрепление физического и психического здоровья, поддержку и сохранение индивидуальности ребенка и так далее». Вот как раз у библиотеки весь потенциал, все условия и возможности для этого есть. Мы все прекрасно знаем, насколько сегодня в школе перегружена программа, и если на литературу и на русский язык отводятся даже не часы, а минуты, то библиотека готова помочь в восполнении знаний по литературе. Поэтому все проекты, которые мы предлагаем и минобразованию, и городскому департаменту образования, всегда находят отклик и поддержку, и к нам тут же идет поток читателей.

Областная детская библиотека сделала формат open-air по-настоящему книжным и читаемым

Поэтому я могу выделить три основных момента работы библиотеки в помощь образованию. Во‑первых, формирование информационной культуры. Это было всегда. Мы учим умению работать с информацией на разных носителях, умению критически подходить к любой информации, выделять главное, предоставлять эту информацию, анализировать ее, обрабатывать. Как часто мы сталкиваемся в нашей работе с тем, что ребята не могут сформулировать вопрос, сказать, что им нужно, зачем они пришли в библиотеку. И наши специалисты в разговоре, в интерактивном общении, в игровой форме, в работе в группах учат наших юных посетителей это делать. Во‑вторых, социализация. Раньше мы как-то об этом не задумывались, а теперь предлагаем делать это на примерах героев книг. Столько там жизненной правды, столько психологических законов! И детям очень интересно ставить себя на место того или иного героя, размышлять о том, как они поступили бы на их месте. И в‑третьих, здесь, в библиотеке все наши проекты, программы, мероприятия являются расширением школьной программы, дополнением к ней. Если сейчас уже книги не читают по школьной программе, а довольствуются кратким пересказом текста в Интернете — и это в лучшем случае, то о чем можно говорить? А здесь, в библиотеке, есть возможность и пообсуждать, и поразмышлять о прочитанных книгах, и просто поговорить с интересным человеком. И знаете, в чем уникальность библиотеки? Что здесь ребенок да и молодые люди раскрепощены, здесь не ставят оценок, здесь не ругают за неправильные ответы, потому что их здесь и быть не может. Здесь они свободно мыслят.

Пространство общения создается и всегда создавалось силами энтузиастов?

«Времена не выбирают» — я люблю повторять эту фразу. Нужно жить здесь и сейчас, в существующих условиях, стараясь сделать максимально много. Да, у нас нет отдельно стоящего специального здания под библиотеку — я мечтаю, чтобы, как в Саратове, Екатеринбурге, мы расположились в историческом здании в центре города. Да, уменьшилось финансирование комплектования. Но при всем этом, если библиотека зацепит чем-то, если в ней интересно, читатель сохранит нам верность. Наверное, это самое важное. Я много раз убеждалась, что на библиотекаря идут как на хорошего актера. Личность играет очень большую роль, иногда решающую. Как часто мы сталкивается с тем, что на абонементе ребята хотят общаться только с тем или иным сотрудником, специально выбирают для прихода дни их работы, чтобы их обслужил их любимый библиотекарь. В Год литературы мы вновь проявим все свои таланты, чтобы удивить и порадовать нижегородцев.

Беседовала Мария Медвидь
Фото: Роман Бородин, предоставлены НГОДБ